Искусство Южной Италии Готическое искусство Собор в Лане Собор Сен Пьер в ПуатьеИнтерьеры английских соборов Готическая архитектура Испании Портрет в русском искусстве ХlX- начала ХХ века Натюрморт в русском исскустве
Искусство остготов и лангобардов Искусство периода Каролингов Романское искусство Скульптура, живопись и прикладное искусство Средневековое искусство Германии В романском искусстве Германии Романские соборы Англии

История искусства средних веков

В целом романские соборы Англии при отчетливо выявленной типологической общности планов производят впечатление большого разнообразия форм и свободы архитектурно-композиционных решений. Это впечатление усиливается благодаря живописному расположению храмов. Так, например, Дерхемский собор высится на крутом обрывистом берегу реки, и его мощные башни необычайно Эффектно вздымаются над пышными кронами деревьев и над раскинувшимися невдалеке на пологих холмах невысокими городскими строениями.

Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Новые хозяева в только что завоеванной стране, норманны нуждались в укрепленных замках, за высокими стенами которых можно было укрыться как от враждебных саксов, так и от воинственных соседей. Башни нормандских замков были, как правило, квадратными в плане и имели по одному помещению на каждом этаже. Типичный замок XII в. - замок Хедингем в Эссексе. Он был построен около 1130 г. и очень напоминает замок Рочестер, возведенный примерно в это же время. Замок стоял к северо-востоку от деревни на краю холма, который искусственно сделали отвесным. Вход во внешний двор в Хедингеме, по-видимому, находился на южной стороне. Здесь было караульное помещение с подъемным мостом и переправой по нему. На другой стороне располагались маленькие помещения для охраны и лестница, ведущая наверх в комнату над воротами, откуда управляли опускающейся решеткой. Было устроено таким образом, что решетка могла подниматься или опускаться, а проход внизу защищался лучниками, стрелявшими из амбразур зубчатых стен. Через сторожку можно было пройти прямо во двор замка. Там находились конюшни и зернохранилище, бараки для солдат и множество необходимых мастерских. Двор был окружен каменными стенами, которые называли куртинами, а снаружи за ними находился ров, по бокам же, вероятно, располагались выступающие башни, позволявшие защитникам стрелять из-за стен и таким образом не подпускать к замку осаждающих.

Внутренний двор был окружен стенами, за которыми был выкопан ров и сделана насыпь. На внешней стороне рва был частокол.

Очень немногое известно о том, как выглядели куртины и двор замка в XII в. Ведь хотя многие башни и караульные помещения сохранились и до наших дней, стены с тех пор несколько раз перестраивали, чтобы они соответствовали достижениям военного дела различных эпох, а некоторые из них и вовсе сносили из-за нужды в строительном материале.

Главная башня (донжон) являлась предметом особой гордости Хедингема. Стены шириной в 10-12 футов были построены из твердого бетона, облицованы барнакским камнем. В Хедингеме облицовка из барнакского камня использовалась вместо опалубки и удерживала бетон на должном месте.

Единственный вход в главную башню - на фасаде надвратной башни, от которой до наших дней сохранился лишь фундамент. Надвратная башня в замке Райзинг, в Норфолке, прекрасно сохранилась, и все указывает на то, что она была построена с целью закрыть лестницу, ведущую вверх во внешний вестибюль. Из него, в Хедингеме, можно повернуть на-право и попасть в главную башню через другую дверь, защищенную опускающейся решеткой. На цокольный этаж можно попасть, спустившись по винтовой лестнице внутри башни.

Все этажи донжона очень походили друг на друга. Свет в большую, центральную, комнату падал из окон, расположенных в нишах стен. Чем выше располагались окна, тем шире становились ниши, так как в данном случае они представляли меньшую опасность при осаде. В толще стен находились маленькие комнаты. В комнатах второго, третьего и четвертого этажей были камины. Первый (цокольный) этаж, по-видимому, использовался в качестве склада, а помещения внутри стен выполняли функции темниц. Второй или входной этаж был караульным помещением. Над ним размещался большой холл - основное жилое помещение, а последний этаж мог отводиться женщинам. Колодец замка находился в башне, так что гарнизон мог быть уверен в том, что не погибнет от жажды во время осады.

Лестница располагалась в одном из углов замка и вела наверх в квадратную башню, выходившую к бойницам; подобные ей башни находились и с трех других сторон замка. Внутреннее убранство большого холла в обычной главной башне представляло собой комнату примерно в 39 футов длиной и 31 фут шириной; но в более крупных замках, как, например, лондонский Тауэр, комнаты достигали 95 футов в длину и 40 футов в ширину.

В маленьких комнатах не всегда имелись окна, а поэтому единственным способом проветривания и освещения был проход, возможно завешивавшийся на ночь кожаными занавесями. Эти комнаты использовались в качестве спален для главных семьи, слуги спали на тростниковых половиках на полу в холле. Окна большого холла были очень узкими и в них не было стекол.

Очаг, устроенный у внешней стены, имел так называемый дымоход, но вместо того, чтобы отводить дым наверх, чтобы тот выходил из трубы на крыше, как у современных каминов, в то время дымоход выводили в угол через толщу стены, и дым попадал в открытый воз-дух возле одной из подпорок замка.

На галерею, проходившую вокруг всего холла, можно было попасть по лестнице, расположенной в угловой башенке, и она использовалась для того, чтобы смотреть на происходившее внизу в зале. Галерея находилась в толще стены и располагалась, таким образом, над маленькими комнатами этажом ниже.

Мебель того времени была весьма простой и представляла собой столы на козлах и скамьи, напоминающие школьные; по-видимому, были один или два тяжелых стула, или места, а пол был устелен тростником. Еда подавалась в большом холле, а приготовление ее, по-видимому, происходило на кухне во дворе замка. Большая комната на первом этаже использовалась для приготовления пищи, а кроме того служила в качестве караульного помещения. План второго, или входного, этажа полностью совпадает с планом большого холла этажом выше: здесь также есть очаг и комнаты в толще стены, так что было множество комнат для этих целей и в мирное время не было необходимости держать большое количество воинов в главной башне. Винтовая лестница располагалась в угловой башне замка. Она была построена из камня, и падение с лестницы, должно быть, вызывало весьма болезненные ощущения. Каждая ступенька была встроена в круглое основание на одном конце, а с другой стороны - встраивалась в стену; передняя часть каждой ступени упиралась в заднюю часть нижней ступени. Каждая часть круглого основания в центре идеально подходила к предыдущей, и все вместе они формировали центральную каменную колонну, или стержень.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство средневековой Англии достигло наибольших успехов в области книжной миниатюры. Монументальная скульптура и живопись не получили здесь того широкого применения, которое было характерно для французской и немецкой средневековой культуры. В убранстве английских соборов замечательный архитектурный декор играл большую роль, чем сюжетные ансамбли.

Относительно слабое развитие монументальной живописи и скульптуры отчасти объясняется тем, что в искусстве дороманской Англии почти не было традиций человеческих изображений. Лишь с 10 в. появилась каменная скульптура в церквах. Одним из древнейших сохранившихся памятников является рельеф, изображающий борьбу архангела Михаила с сатаной (собор в Саусвелле), где чрезвычайно сильны влияния орнаментального стиля, шедшего из скандинавских стран. Нормандское завоевание Англии также не могло содействовать большому развитию ваяния, так как нормандская скульптурная школа сама в то время еще не обладала значительными традициями. В немногих памятниках ранней английской скульптуры наблюдается скорее продолжение более старых местных традиций, представленных рельефом из собора в Саусвелле. Исполненный в середине 12 в., портальный столб церкви в Килпеке представляет собой оригинальное сочетание орнаментальных геометрических и растительных форм со стилизованным изображением человека и весьма близок к стилю обрамлений церковных дверей в скандинавских постройках того же времени.

В резьбе по слоновой кости черты реализма выступают более отчетливо. Традиции этого искусства восходят к византийским образцам. Примером может служить пластина с изображением поклонения волхвов (Музей Виктории и Альберта в Лондоне).

Италия. Исторические судьбы средневековой Италии во многом отличны от судеб других стран средневековой Европы. В то время как во многих из европейских стран на различных этапах эволюции феодального строя складывались крупные государственные образования, Италия, на протяжении почти всего средневековья служившая ареной борьбы иноземных завоевателей, не сумела выйти из состояния феодальной раздробленности; в стране не существовало той общественной силы, которая могла бы выступить от имени итальянской народности в целом.


Скульптурное убранство готических фасадов в Германии