Портретная живопись Архитектура Франция Живопись Франция Скульптура Франсиско Гойя Французская пейзажная живопись Основатели фотографии Реализм и импрессионизм Моне Поль Сезанн Эдвард МункОгюст Роден

Европейская живопись и архитектура. Курс лекций по истории искусства


Моне и импрессионизм. Термин «импрессионизм» родился в 1874 году, после того, как один из насмешливо настроенных критиков ознакомился с картиной Клода Моне (1840—1926), носившей название «Впечатление. Восход солнца», и к Моне этот термин, несомненно, подходит больше, чем к Мане. Моне усвоил взгляд Мане на живопись и следовал ему в своих пейзажах, написанных на открытом воздухе. Созданная им в 1868 году картина «Река» (илл. 370) залита таким ярким солнечным светом, что консервативные критики жаловались, будто она слепит им глаза. В этой переливающейся игре цветовых пятен отражения в воде 'кажутся такими же «реальными», как и берега Сены. К картине Моне с еще большим основанием, чем к «Флейтисту» подходит сравнение с «игральной картой». Не будь на переднем плане женской фигуры и лодки, картину с не меньшим успехом можно было бы повесить вверх ногами. Роль отражений здесь совсем иная, чем в работах старых мастеров (сравн. илл. 195): вместо того, чтобы усиливать иллюзию подлинного пространства, они помогают создать ощущение единства закрашенной поверхности. Эта внутренняя связь делает «Реку» непохожей на «впечатления» времен романтизма, например такие, как «Папиньо» Коро (см. илл. 345), хотя и в той, и в другой картине передан непосредственно наблюдаемый момент и чувствуется одинаковая свежесть восприятия.

Ренуар. Художников-импрессионистов всегда привлекали сцены из мира развлечений — танцевальные залы, кафе, концерты, театр. Творчество другого выдающегося представителя этой группы Огюста Ренуара (1841—1915) проникнуто joie de vivre*, которая была присуща его на редкость счастливому темпераменту. Флиртующие в игре солнца и теней пары в его картине «Мулен де ла Галетт» (илл. 371) излучают такое человеческое тепло, что безоговорочно подпадаешь под его обаяние, хотя художник не дает нам возможности задержаться взглядом ни на ком из изображенных.

373. Эдгар Дега. «Купанье в тазу». 1886 г. Пастель. 59,7 х 82,6 см. Музей д'Орсэ. Париж

Нам отводится роль случайного прохожего, мельком увидевшего сценку из жизни.

 

Дега. А вот Эдгар Дега (1834-1917), напротив, вынуждает нас пристально вглядываться в потерявшую вкус к жизни пару, сидящую в кафе, которая изображена на его картине «Абсент» (илл. 372). Сначала композиция картины представляется естественной, словно фотоснимок (Дега сам любил фотографировать). Однако при более внимательном всматривании обнаруживаешь, что в картине все тщательно продумано: например, зигзаг пустых столиков, отделяющих унылую пару от зрителей, еще более подчеркивает ее тягостное одиночество. Дега тем и отличается от остальных импрессионистов, что все его композиции откровенно и точно расчитаны. Аристократ по происхождению, Дега был богат и учился живописи в традициях Энгра, перед которым преклонялся. Подобно Энгру, он презирал писание портретов для заработка, но в отличие от своего кумира, следовал этому убеждению на практике и рисовал портреты только родных, друзей и людей, которым симпатизировал. Тонкое понимание человеческих характеров сообщало глубину всем работам Дега, даже таким, казалось бы, мимолетно наблюденным сценам, как «Абсент».

«Купанье в тазу» (илл. 373), написанное десятью годами позже, тоже подается, как вид сбоку, но композиция здесь более строгая, почти геометрическая. Энергично прорисованные фигура женщины и таз образуют круг, вписанный в квадрат. Остальное пространство прямоугольника занимает полка, изображенная под таким углом, что она как бы разрезает плоскость картины на две части. Однако на этой полке Дега поместил два почти не уменьшенных в ракурсе кувшина (обратим внимание на то, как форма одного из них соответствует форме ручки другого). В этой картине напряжение, возникающее от противопоставления «двухмерной» поверхности и «трехмерной» глубины достигает наивысшей точки. «Купание в тазу» можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. По остальным своим приемам эта картина скорей характерна для восьмидесятых годов XIX века — первой декады импрессионизма, когда многими художниками вновь овладел повышенный интерес к проблемам формы (см. ел. главу).

Среди импрессионистов было немало очень одаренных женщин. С самого начала в их группу вошла Берта Моризо (1841—1895).

В 1877 году к импрессионистам присоединилась американская художница Мэри Кэссет «Купанье». 1891 г. Холст, масло. 100,3 х 66 см. Институт искусств. Чикаго. Собрание Роберта А. Уоллера

Одним из самых ранних и ярких образцов такого стиля является здание библиотеки Святой Женевьевы в Париже архитектора Лабруста (1801—1875).

В год, когда строительство библиотеки Св. Женевьевы было завершено, в Лондоне возвели Хрустальный Дворец Это замечательное новаторское сооружение, гораздо более смелое по замыслу, чем библиотека Лабруста, предназначалось для первой из Всемирных выставок, которые продолжаются и по сию пору.

Автором проекта Дворца был сэр Джозеф Пэкстон В 1882 году, за год до своей смерти, Моне получил от французского правительства орден Почетного Легиона, а четырьмя годами позже состоялась последняя групповая выставка импрессионистов, которые, начиная с 1874 года, постоянно выставлялись вместе.


История искусства