Портретная живопись Архитектура Франция Живопись Франция Скульптура Франсиско Гойя Французская пейзажная живопись Основатели фотографии Реализм и импрессионизм Моне Поль Сезанн Эдвард МункОгюст Роден

Европейская живопись и архитектура. Курс лекций по истории искусства


Французская пейзажная живопись. Поскольку романтики поклонялись природе, самым характерным жанром для этого направления стала пейзажная живопись. Романтики считали, что Божьи законы запечатлены в природе и открываются нам в ней. Хотя эта вера, известная под названием «пантеизм», возникла еще в эпоху Просвещения, она основывалась не на рациональной мысли, а на субъективном опыте, и взывала не к разуму, а к чувству, что лишь усиливало ее привлекательность.

345. Камилл Коро. «Папиньо». 1826 г. Холст, масло. 33 х 40 см. Частное собрание

Стремясь выразить чувства, навеваемые природой, романтики старались писать пейзажи с возможно большей достоверностью в отличие от неоклассицистов, которые строили изображение в соответствии с принятыми эталонами прекрасного и привязывали пейзаж к историческим событиям. При этом и романтики позволяли себе свободно изменять пейзаж в соответствии с тем, что диктовало им воображение — это был единственный критерий, который они признавали — с целью создать у зрителей возвышенное настроение. Ничто не внушало романтикам столь страстного вдохновения, как пейзаж, людям же удавалось соперничать с природой на полотнах величайших мастеров исторической живописи. Таким образом, можно сделать заключение, что в предшествовавшем — XVIII — веке пейзаж еще находился за пределами изобразительных и эмоциональных возможностей.

Коро. Первым и, несомненно, величайшим французским романтиком-пейзажистом был Камил Коро (1796-1875). В 1825 году он уехал в Италию и два года изучал окрестности Рима, как это делал Клод Лорен. Но то, что Клод изображал в рисунках — состояние данного места в данное время — Коро запечатлел в живописи — это небольшие холсты, написанные, не сходя с места, за час или два (илл. 345). По своим размерам и непосредственности эти работы Коро сродни эскизам маслом Констебла (см. илл. 365), но они основаны на других традициях. Если Констебл, рассматривая природу, делал упор на то, что «небо является главным органом чувств» — принцип, почерпнутый из голландских пейзажей XVII века — то характерное для Коро стремление к архитектурной ясности и стабильности снова напоминает нам о рисунках Клода. Но и Коро тоже настаивает на «правде каждого мгновения». Его тонкая на
блюдательность и готовность перенести на холст любой пейзаж, понравившийся ему во время прогулок, говорит о такой же невозможности противостоять непосредственному зрительному впечатлению, которую мы находим у Констебля. Неоклассицисты тоже писали этюды маслом на пленэре. В отличие от них Коро в начале своей карьеры не преобразовал свои наброски в идеализированные пасторальные пейзажи, хотя позднее ему пришлось к этому прибегнуть. Его готовность рассматривать такие наброски, как самостоятельные произведения искусства, тоже выдает в нем романтика.

Верность природе, столь характерная для Коро, явилась важным ориентиром для барбизонской школы, хотя сам он, по-существу, членом ее не был.

Роза Бонер. «Пахота в Ниверне». 1849 г. Холст, масло. 1,75 х 2,64 м. Музей д'Орсэ. Париж

Уильям Блейк. «Творец Вселенной» Фронтиспис к поэме «Европа». Пророчество. 1794 г. Гравюра на металле. Раскрашена от руки. Библиотека Конгресса. Вашингтон, округ Своего наивысшего выражения английская живопись достигла в пейзаже, а не в изображении жанровых сцен. В XVIII веке пейзажная живопись, главным образом, диктовалась воображением и выполнялась в соответствии с северными и с итальянскими образцами.

В Германии, так же, как и в Англии, пейзаж стал наивысшим достижением романтического искусства, а идеи, на которых он основывался, тоже зачастую были поразительно схожи с идеями английских художников.

Каспар Давид Фридрих (1774—1840) — самый известный немецкий художник-романтик — создал «Гибель "Надежды" во льдах»


История искусства