Портретная живопись Архитектура Франция Живопись Франция Скульптура Франсиско Гойя Французская пейзажная живопись Основатели фотографии Реализм и импрессионизм Моне Поль Сезанн Эдвард МункОгюст Роден

Европейская живопись и архитектура. Курс лекций по истории искусства


Скульптура

В отличие от живописцев, скульпторы-неоклассицисты были обескуражены тем значением, которое после трудов Винкельмана стали придавать античным статуям. Как соперничать с этими творениями, признанными вершиной скульптурного мастерства?

331. Жан-Антуан Гудон. «Вольтер». 1781 г. Терракотовая модель для мрамора. Высота 119,4 см. Музей Фабра. Монпелье. Париж

Гудон. Из сказанного выше можно предположить, что наиболее жизнеспособным жанром для скульпторов-неоклассицистов должна была стать портретная скульптура. Самый выдающийся ее представитель Жан-Антуан Гудон (1741—1828) отличался столь же острым проникновением в суть человеческого характера, каким прославился Куа- зево (см. илл. 310). В прекрасной статуе сидящего Вольтера (илл. 331) Гудон воздает должное насмешливому скепсису и уму этого мудреца, а классическая драпировка, окутывающая фигуру и призванная подчеркнуть равенство Вольтера с философами древности, нисколько не коробит, ибо она накинута на плечи сидящего так же непринужденно, как домашний халат.

Возрождение интереса к Палладио Родиной неоклассицизма в архитектуре стала Англия. Самым ранним свидетельством неоклассицизма явился возврат к стилю Палладио в двадцатых годах XVIII века, чему способствовал состоятельный архитектор-дилетант лорд Берлингтон. Чисвик-хаус, построенный им в стиле виллы «Ротонда», представляет собой простое, компактное, геометрически строгое здание — полную противоположность барочной помпезности.

Неоклассицизм и античность Большими событиями для середины XVIII века были возрождение интереса к греческому искусству, как к подлинному источнику классического стиля, и раскопки Геркуланума и Помпеи, которые впервые дали возможность познакомиться с бытом древних и составить полное представление об искусстве и ремеслах того времени

В это же время палладианизм, возрожденный лордом Берлингтоном, распространился и за пределами Старого Света в американских колониях, где получил название георгианского стиля; наиболее значительным образцом этого стиля стала усадьба Томаса Джефферсона «Монтичелло».

Как ни парадоксально, эпоха Просвещения высвободила не только разум, но и то, что ему противостояло: она способствовала новому всплеску эмоциональности в искусстве и по достижении расцвета этот стиль сумел просуществовать почти полстолетия и получил название «романтизм».


История искусства